По дидактической цели:
-Это урок изучения нового материала. Из довольно обширной вводной темы» Россия в начале 19 века» я выделила пункт «Сословия и классы» для более основательного изучения на отдельном уроке. Изучение этого материала чрезвычайно важно, т.к. не поняв этой темы трудно будет в последствии разобраться в причинах будущих реформ, революций ,в мотивах участия людей в тех или иных событиях .Этот урок можно дать по-разному ,но учитывая возраст детей, особенности их восприятия ,я решила провести урок с использованием элементов инсценировки, написания «стилизованного письма», работы с документами. Тексты сценок составляли заранее дети на основе предложенного мною материала. Я считаю, что живой, эмоциональный урок гораздо лучше сухой констатации фактов. Тем более, инсценировки помогают ребятам как бы ощутить себя «действующими лицами» прошедшей эпохи и взглянуть на давно забытые проблемы «глазами очевидца», а это важно. Элемент сопереживания. Вхождения в образ помогает лучше усвоить основные идеи урока. Кроме того цель данного урока развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешение проблемных заданий, анализа работы с документами, текстом учебника.
Оформление урока :
• настенная карта «Российская империя в начале 20 века»,
• рисунки с изображением костюма различных сословий России
План:
1 .Вводное слово учителя
2. Работа в группах
3. Создание нового продукта
4. Подведение итогов
Ход урока:
1. Беседа с учащимися:
Используя карту, устно ответь на вопросы:
• -Как называлось государство в начале 19 века?
• -Вспомните, какие территории были присоединены к Российской империи в 18 веке?
• -Охарактеризуйте национальный состав Российской империи.
• - Представители, каких религий проживали на территории России?
• -Вспомните ,на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?
СОСЛОВИЕ - группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами и передающимися по наследству.
С давних пор в условиях традиционного общества существовало деление людей на определённые довольно замкнутые группы-сословия. Разделяло их множество перегородок. И это существовало из поколения в поколение. Различия давали одним преимущества перед другими. Одни имели все - другие - ничего. Не деловые качества - ум и даже богатство были важны, а принадлежность к особой группе общества.
Итак, главные отличия определялись правами и обязанностям людей. Чтобы дети полнее уяснили записываю на доске опорные вопросы:
ОБЯЗАННОСТИ - ЧТО ДОЛЖНЫ?
ПРАВА - ЧТО МОГЛИ?
На доске записана шапка таблицы, которую дети заполняют по ходу урока
сословие |
права |
обязанности |
духовенство |
владение землёй и крепостными самоуправление освобождение от налогов, от рекрутской повинности, телесных наказаний
|
совершение культовых ритуалов |
дворянство
|
|
|
купечество |
|
|
мещанство |
|
|
казачество |
|
|
крестьяне |
|
|
Перед началом заполнения таблицы подчёркиваю, что переход из одного сословия в
другое был сильно затруднён, а подчас невозможен.
Интерактивное упражнение:
Класс заранее делится на группы \6 групп\ Каждая группа получает специальное
задание. На выполнение задания -20-25 минут.
2. Работа в группах:
Группа 1 .»Дворяне».
Задание:
на основе текста документа «Жалованная грамота городам» составить диалог дворян, через который показать особенности дворянского положения. Диалог:
1Так что Юлия Ивановна, продадите деревеньку? У вас почитай их, две сотни наберется, да и душ крепостных более 2-х тысяч. И всё же земли в ваших владениях достаточно. 2.Ах, Анна Владимировна, так ведь дорого продаю, хватит ли у вас капитала? Да и мужички там неспокойные, почти разбойники. Вот недавно судили одного за побеги и воровство.
1.Ничего , Юлия Ивановна, денег у меня хватит. Я ведь в своём имении заводик построила по производству кирпича. Да и всё же даровали цари освобождение от налогов, а это капитал бережёт. А в деревню старостой немца назначу, уж он строг и хитёр, справится.
Группа 2. «Крестьяне»
Задание:
На основе дополнительного текста и «Жалованной грамоты..» составить диалог крестьян.
Диалог:
1.Что ты пригорюнилась Мария?
2.Эх, жизнь пропащая! Только мужичок уплатил подушный налог, как барин требует оброк деньгами. А где их взять? Итак, всю зиму с разрешения помещика муж на мануфактуре у Морозова трудился. Была бы земля плодородна, а так , что с неё возьмёшь? Землёй хоть и пользуемся, да ведь не своя же она, не продашь! А тут опять набор в рекруты - за сына боюсь.
1. А мой супруг после окончания полевых работ нанялся в извоз, грузы перевозить. Лошади то у нас есть ,мы крепко на ногах стоим! Да вот теперь барин оброк увеличил, вот и живи! Да и барщина надоела- своих забот полно .а тут ещё и на барина трудись!!
2. Да помещики что хотят ,то и творят, а жалобы на них подавать нельзя, а противиться начнёшь ещё и на каторгу отправят. Говорят .казённым крестьянам легче- и земли больше и свободы, но говорят за недоимки отправляют на общественные работы.
Группа 3 «Купечество».
Задание:
Используя текст « Жалованной грамоты городам» 1784г. составьте таблицу или схему, в которой были бы отражены особенности положения купечества.
пример:
|
права и обязанности |
1 гильдия |
ведение внутренней и внешней торговли, освобождение от некоторых налогов, рекрутской повинности, телесных наказаний,сословное самоуправление |
2 гильдия |
внутренняя торговля, сословное самоуправление, рекрутская повинность, уплата налогов |
3 гильдия |
городская и уездная торговля, сословное самоуправление, рекрутская повинность, уплата налогов |
Группа 4 «Мещане»
Прочитать текст в учебнике и дополнительный материал и составить письмо от
имени представителя сословия.
Пример
Здравствуй, брат Алексей Шлёт поклон тебе твой брат Михаил! Ты спрашивал, чем я сейчас занимаюсь? отвечаю тебе - продаю калачи, баранки и леденцы на рынке. Небольшой капиталец заимел, может в купцы запишусь, в 3-ю гильдию. Да вот налоги задавили, уж больно высоки! Ты то, как по - прежнему мастеровой? Изделия, безделушки делаешь из дерева? Слышал сына твоего Ивана в рекруты забрали? Пропал парень! Выборные то старосты, наверное, своих то сыновей вызволили. Одно утешает, что люди мы хоть свободные и собственность кое-какую имеем, не то что мужички крепостные .Да вот только, за провинность сына моего Петра высекли на площади ,а небось сына дворянского сечь нельзя! Ну, вот и всё. Пиши братец, не забывай. Ивой Фёдор.
Группа 5 « Казачество»
Прочитать текст в учебнике и составить текст монолога или жалобы от имени казака.
пример
Сегодня у нас выборы станичного атамана, вроде, как и раньше свою власть выбираем.
Да только нет больше прежней свободы, раньше казак был вольной птицей, никаких царских законов и порядков не признавал! А теперь мы подданные Российского императора. Службу воинскую несём. Границы охраняем. Да ведь, и войскового атамана сам царь назначает! Нелегка служба-лошадь сам купи, обмундирование справь - сколько денег истратишь! Хорошо земля у казаков есть, поболее ,чем у мужичков, да и своя. Хоть и на земле теперь казаки работают и царю служат , а всё же над нами барской плётки нет!
Группа 6 «Духовенство» ( в объёме текста учебника)
По тексту учебника составьте схему .таблицу прав и обязанностей сословия.
3.Подводим итоги
Выделяю время на заполнение таблицы-3-4 минуты
Беседа по вопросам к таблице
-Были ли сословия равны между собой в правах?
-Какие сословия обладали только правами?
-У каких сословий были обязанности?
-У какой группы населения не было прав?
-Можно ли было перейти из одного сословия в другое?
- Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным, а какие к непривилегированным?
Один из учеников заполняет на доске таблицу-схему:
СОСЛОВИЯ
|
непривилегированные |
|
крестьяне, мещане, казаки, купцы 3-й гильдии |
привилегированные
дворяне, духовенство, купечество 1 гильдии
-Считаете ли вы справедливой сословную систему общества?
-Соответствовала ли она требованиям Нового времени?
В конце урока выборочно собираю тетради с заполненной таблицей оценивается работа групп( насколько группы сумели донести до класса основную информацию о сословиях) В самих группах оценивается работа каждого ученика.
|