Сайт учителя истории и обществознания 
Стёпиной Марины Павловны
Главная | Урок по истории Средних веков для 6 класса. Тема: «Образование и философия. ». | Регистрация | Вход
 
Вторник, 07.05.2024, 09:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Урок по истории Средних веков для 6 класса.

Тема: «Образование и философия.  ».

Цель : познакомиться с различными взглядами средневекового человека на мир;
сделать вывод об особенностях мировоззрения в 13-15 вв.
Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать значение понятий: корпорация,  школа,  университет, схоластика, , рационализм, Определять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире, объяснять, какое место в этих представлениях занимала религия;
Оценивать значение образования в представлении разных слоев средневекового общества;
Участвовать в работе группы 
Осуществлять самооценку и взаимооценку.
                                                                Ход занятия
1.Орг.момент-1 мин.
2.Проверка домашнего задания-5 мин.тестирование.
3.Мотивация.                3-4   мин.
Учитель. Представьте ,ребята , что перед вами сейчас урок проведёт учитель 11 века и расскажет об устройстве нашей Вселенной.

Ученик. В образе средневекового преподавателя (атрибут прошлого- на голове берет с пером) произносит текст( взят из параграфа №5 стр.44)
« Знаете ли вы , ребята, что наша Земля неподвижна и находится в центре Вселенной. Земля похожа на диск или колесо. Со всех сторон обтекает его по кругу океан и делит его на 3 части, т.е. Азию, Европу, Африку. Небо похоже на колпак, по нему движутся Солнце, Луна, пять планет. Центр земли – Иерусалим, где находится гроб Господень.( показывает карту , на которой Восток наверху).На Востоке находится рай из которого вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил…..»
Учитель.  
-Согласны ли вы с «учителем»? Аргументируйте свой ответ.                     
-Могли ли такие представления оставаться неизменными?

                              -Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
Общий вывод (Объявить цели занятия и задачи). 
Мы будем говорить,  и знакомиться с различными представлениями средневекового человека на мир, узнаем о том, как человек получал знания, подвергались ли эти знания изменениям и почему. 
-Сформулируйте тему урока
(запись на доске:«Образование и философия.».)

Проблема: -Почему рассуждения и знания средневекового человека отличаются от современных познаний?

-Что мы должны сегодня узнать, чтобы ответить на проблемный вопрос?
-Какие вопросы нам нужно рассмотреть, чтобы узнать о развитии представлений и образовании средневекового человека?          
                                          
        (   Делают  выводы ,формулируют  гипотезу)
                                                    Слайд       План
                               1.Причины изменений представлений людей о мире
                               2.Образование в средние века
                               3.Представители науки 
                               4.Литература

                                                                                                   
  5.Актуализация знаний        2-3 мин.
-о каких достижениях культуры Византии и Арабского халифата вы уже знаете? 
-Значение культуры Византии и Халифата? Были ли данные достижения распространены в Ев
ропе?

6.Представление информации. 3-4  минуты

1.Причины изменений представлений людей о мире
   Шло время. Познания не могут оставаться незыблемыми. В 11-15 в.в уже многое из того, что говорил «учёный человек 11 века»было пересмотрено, знания людей расширились.
-Каковы причины изменений представлений людей о мире?
 -Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом учебника стр.20 ,
 абзац 1
Фиксирую на доске причины.   Составление кластера.
 Слайд
  

 

Что могло повлиять на расширение   представлений о мире

 
путешествия
 
крестовые походы
 
переселения людей
 
завоевание новых территорий
развитие торговли


С ростом торговли расширялись географические знания европейцев.
Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло.-1-2 минуты
Учитель. Попробуйте угадать , о чём рассказывал Поло, в каких странах побывал. 
Ученик.1.«Загадки Марко Поло.
 «По всей стране Катай есть черные камни; выкапывают их в горах, как руду, и горят они, как дрова. Огонь от них сильнее, нежели от дров. Если вечером, скажу вам, развести хорошенько огонь, он продержится всю ночь, до утра. Жгут эти камни, знайте, по всей стране Катай. Дров у них много, но жгут они камни, потому что и дешевле, да и деревья сберегаются».( Это уголь. К сожалению, в Европе уголь открыли с опозданием, а потому здесь очень сильно пострадали леса - деревья не сберегли.Китай)

Ученик2
.О какой стране писал: «Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай… Хочу сказать еще кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, тут самый сильный холод в свете ; трудно от него укрыться». ( О России)


2.Образование в средние века. На доске карта
Университеты. Вопрос к классу:
-почему возросла потребность в грамотных, образованных людях? 4-5 мин

•    Растущим городам и королевской власти требовались грамотные люди.
•     Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. 
•    Королям нужны были образованные чиновники. 

Учитель: В городах стали возникать нецерковные школы. В городских школах лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике,  давали некоторые сведения по естествознанию. 
В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты. Занятия в них велись на латинском языке, и поэтому в любом университете могли учиться юноши из разных стран. Учащиеся делятся на группы( уч-ся 2-х соседних парт) ,раздаются карточки с заданиями.
На карточках «разорванные» термины и определения к терминам.
Задача:
Составить из отрывков слова и найти определение к словам
Определения
 Состязания студентов в знаниях,

слушали и записывали лекции профессоров,

объединения по предметам,

глава университета,

руководитель факультета,

Студенты одной национальности объединялись в землячество, или «нацию.

пут

 

рек

 

рация

 

дис

    

корпо

 

кан

 

де

 

тор


 Подводим итоги- кто быстрее и точнее справился с заданием.

Учитель: 
В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Наиболее известными были университеты Парижа, Болоньи (в Италии), Оскфорда (в Англии), Праги.(показать на карте)
В университетах изучали церковную «науку» — богословие, законы, медицину.
Были факультеты медицины, права, философии, богословии. В Европе формировалась светская интеллигенция

3.Представители науки. 6 -7 мин.
Философы богословы изучали особую науку

Записываем определение: Схоластика

Стремление логически доказать религиозные истины. Уметь рассуждать, аргументировать. Люди ,даже отцы церкви могут заблуждаться. Выработали научный метод -искать ответы на поставленные вопросы.

Основные проблемы, которые пыталась решить средневековая схоластика, это:
1.    доказательства существования Бога;
2.    соотношение религиозной веры с идеями человеческого разума (проблема веры и знания).

Учитель: Накопление знаний и развитие научных представлений продолжалось. 
Отдельные ученые начинали выступать против церковных вымыслов. (Об Абеляре и Клервосском выполнить задания дома.)

Работа в группах :
Раздаточный материал на партах:
Карточка №1

 «5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

http://www.aif.ru/dontknows/file/svyatoy_foma_akvinskiy_i_ego_5_dokazatelstv_sushchestvovaniya_boga
 

Прочитайте документ « Отрывки из сочинений Бэкона» стр.215 
***«В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но способ раскалывать алмаз существует, он хорошо знаком ювелирам»
«Чистые доводы никогда не бывают достаточны, они могут решить, но не дают уверенности уму, который убеждается только немедленной проверкой и исследованием факта, а это достигается только опытом.. Ведь если кто не знает из опыта, что магнит притягивает железо, и не слышал об этом от других и станет искать этому обоснование, то он никогда не найдет его до опыта. Поэтому вначале он должен верить тем, кто знает из опыта или кто имеет достоверные сведения от людей, знающих из опыта, и не отвергать истину из-за того, что он не знает ее и не располагает доказательством.
 Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отда¬ленные тела покажутся близкими и наоборот. На неверо¬ятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звезды, где пожелаем. Можно так оформить прозрач¬ные тела, что, наоборот, большое покажется малым, вы¬сокое — низким, скрытое — станет видимым.

 https://cosmozz.info/2015-03-31-07-26-20/filosofy/732-rodzher-bekon.html
http://lectmania.ru/1x17b8e.htm
l
-Чем можно объяснить появление  научных знаний и изменения, произошедшие во взглядах людей?
-Кого из них можно назвать схоластом? Почему?
-За что Фому Аквинского прозвали « удивительным «доктором?
-За что Роджера Бэкона прозвали « удивительным «доктором?
-Какими методами познания пользовались Бэкон и Аквинский?
-какие научные знания зарождались в те времена?

Учащиеся совместно с учителем делают выводы: Развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний, не связанных с учением церкви. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. Ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло. Как ни фантастичны были цели астрологов и алхимиков, они накапливали знания, из которых развились позже такие науки, как астрономия и химия.. Опыт и наблюдение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона. 
Фома Аквинский (иначе Фома Аквината, Томас  Аквината) создал труд « Сумма богословия», в котором представил картину христианской Вселенной. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.
Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». 

Работа в группах (4-5минут).
Предлагается в группах обсудить и выписать на отдельный лист ответы на проблемный вопрос: « Почему рассуждения и знания средневекового человека отличаются от современных познаний?»(Не менее 3-х аргументов)

  4.Рефлексия и оценивание (2-3 минуты) .
-Какую проблему мы ставили в начале урока?
-Смогли ли мы решить поставленную проблему? 

1.Что нового узнали на уроке?

Продолжите предложение . Оказывается………

2.Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?

3.Оцените урок смайликами.
4.Оценка работы членов группы:

№ п/п    Фамилия, имя    Правильно отвечал    Участвовал в в работе группы    предлагал интересные идеи       Поведение в группе, на уроке     Активность на уроке
                        
Отметка по пятибалльной системе, потом выводится средняя арифметическая оценка

5.Домашнее задание 1 минута: 
-прочитать параграф № 27, 
-Заполните таблицу ( текст стр 214, абз.2-4) Примерно так
 

Бернар Клервоский Пьер Абеляр  
Нужно верить, а не рассуждать. Вера идёт от сердца , а не от рассудка.    Что не понял. Нужно постигнуть разумом. Понимать, чтобы верить  

 ответьте на вопросы
-Назовите различия во взглядах философов по вопросу соотношения разума и веры.
-Чьи взгляды церковь не могла принять и почему?
-почему роль религии была по-прежнему велика?
,

-(по желанию)подготовить биографические справки о Марко Поло и Роджере Бэконе. Выяснить ,насколько полезны были достижения этих людей.
 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz